Грибное место
13.03.2012 21:00
«Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел». Едва из-под земли появляются эти красные (и не только) шапочки, огромное количество нижегородцев отправляется в лес на поиски. Желающих выращивать грибы значительно меньше. Эта ниша в нижегородском регионе практически не заполнена. Так что «грибных мест» здесь пока хватает.
эксперты
Лев Хутор учредитель компании «Центр Экологических Программ»
Лев Хутор
учредитель компании «Центр Экологических Программ»

Грибы из лаборатории

Стоимость «входного билета» на рынок выращивания грибов не превышает 150 тыс. руб., а окупаются начальные инвестиции всего за 38 дней.
«На данном этапе спрос на рынке формирует предложение, — говорит Лев Хутор, учредитель компании «Центр Экологических Программ». — На сегодняшний день в нижегородских магазинах, как и по России в целом, широко представлен только один вид грибов — шампиньоны, выращенные в Польше. Пока на отечественных прилавках серьезных конкурентов у этих грибов нет. Вот когда в магазинах присутствовала вешенка, спрос на нее был значительно выше, чем на шампиньоны».
Современные предприниматели оценили возможности, которые предоставляет производство по выращиванию грибов, и многие из них всерьез задумываются о том, чтобы начать деятельность в пустующей нише.
В настоящий момент лидерами грибного рынка являются компании, имеющие собственные лаборатории по производству мицелия (грибницы). Таких в России не более пяти. Изготовление мицелия связано с большими затратами на создание лаборатории и организацию производства. Этим Лев Хутор объясняет отсутствие в данном сегменте небольших компаний. Деятельность малого и среднего бизнеса в основном охватывает создание производств по выращиванию грибов.
Начинающие грибоводы покупают мицелий у крупных компаний. Производители грибницы могут предоставлять вместе со своей продукцией технологический регламент, необходимое оборудование и даже каналы сбыта. Они же помогут рассчитать стоимость посадочного материала, исходя из запланированных объемов деятельности. Для начала работы разрешение государственных органов и лицензия не требуются.

Тепличные условия

«В помещении, где будет располагаться цех по производству грибов, не должно быть дерева (за исключением рам и дверей) и прямого контакта с землей. В нем необходимо поддерживать особый температурный режим: не ниже +10°C и не выше +25°С. Уровень влажности — 80%. При наличии окон особого освещения в цехе не требуется. Если окна небольшие или отсутствуют вовсе, то необходимо минимальное электрическое освещение», — объясняет Лев Хутор.

В помещении придется установить системы вентиляции и увлажнения воздуха. Оборудование для выращивания грибов требуется минимальное: соломорезка, бак для запаривания субстрата, стол для инокуляции мицелия, стойки для грибных блоков.

грибы, вешенки, коллаж, серые грибы, желуди

Самой доступной является технология выращивания вешенки. Субстратом для этого гриба служат отходы производств (опилки, лузга) или солома, т.е. материал, который легко найти в средней полосе. Кроме того, вешенка — гриб неприхотливый, в отличие от шампиньонов, шиитаке и прочих, выращиваемых в искусственных условиях.
Лев Хутор рекомендует располагать цех по производству грибов на площадях не менее 150 кв. м. Помещение такого размера позволяет организовать полный цикл выращивания грибов и оптимизировать затраты на оборудование, что является условием быст­рой окупаемости предприятия.

Продукт массового потребления

Грибы, по словам Льва Хутора, - продукт универсальный для продвижения на рынке. Сфера их реализации — магазины, предприятия общественного питания, кафе и рестораны, производства, специализирующиеся на изготовлении полуфабрикатов и вкусовых добавок, а также те, что занимаются консервированием. Широко применяются грибы в фармацевтической промышленности, при изготовлении лекарств.
Стоимость грибов при реализации составляет порядка 100 руб. за 1 кг. При суточном объеме производства в 250 кг. валовый доход от реализации выращенных грибов составит 750 тыс. руб. в месяц. Рентабельность производства на площади 150 кв. м., по расчетам Льва Хутора, составляет 550%.

Главное, что сегодня мешает развиваться бизнесу по выращиванию грибов, с точки зрения Льва Хутора, это недостаточная осведомленность населения об этом виде бизнеса. С целью расширения знаний начинающих предпринимателей о свойствах грибов, введения в технологию самостоятельного их выращивания крупные компании-производители мицелия проводят встречи, презентации, обучения.

 

Структура затрат на организацию производства грибов (из расчета на 150 кв. м. площади):
- аренда помещения — 25 тыс. руб.;
- приобретение оборудования — 3,5 тыс. руб. (затраты амортизированы из расчета на 12 месяцев);
- затраты на приобретение субстрата — 18 тыс. руб. (солома, месячный запас);
- затраты на приобретение посевного материала мицелия — 88 тыс. руб. (месячный запас).
Итого: 134,5 тыс. руб.

Обновлено 11.01.2013 04:38
Печать