Радужные грани бизнеса
25.11.2010 13:23
Магическое сочетание цветного стекла и света всегда радовало и привлекало людей. Не случайно витраж перестал быть прерогативой общественных зданий и уверенно «шагнул» в частные владения. Сегодня существует множество витражных технологий — пленочная, классическая, «тиффани», «фьюзинг» и др., а изготовление разноцветных композиций приносит стабильный доход.
эксперты
Екатерина Токарева мастер витражной мастерской, ИП Кошкина Л.Ю. (г. Нижний Новгород)
Екатерина Токарева
мастер витражной мастерской, ИП Кошкина Л.Ю.

Простой путь в бизнес — витражная пленка

Одной из самых популярных технологий изготовления витража в Нижнем Новгороде является так называемая «пленочная технология». Пленочный витраж придумали в 70-х гг. XX в. в США. В сущности, изготовление пленочного витража представляет собой аппликацию. Только в работе используется пленка, а не бумага, а основа, на которую наклеиваются детали, — прозрачное стекло. Профессионалы используют пленки английских производителей Rega Led и Decra Led. Материалы обходятся недорого. Например, один лист витражного стекла стоит от 1,5 до 3,5 тыс. руб., веер витражной пленки — от 750 до 1000 руб. Бывает, что при попытке сэкономить в ход идут более дешевые материалы. Но их применение в изготовлении витража приводит к быстрой потере цвета пленки, из-за разного коэффициента теплового расширения пленки и стекла происходит растрескивание и раскол витража.

В витражном бизнесе имидж товара (а следовательно, и его цена) зависит от техники исполнения. Многие работники отрасли считают, что пленочный витраж достоин называться не более, чем поделкой. Но как раз именно он приносит доход малому и среднему бизнесу! «Пленка» пользуется огромным спросом у среднего класса, покупающего новые квартиры или переделывающего старые. Для таких клиентов пленочный витраж — идеальный вариант и по цене (квадратный метр стоит от 10 до 25 тыс. руб.), и по эстетике. Ведь городские квартиры не всегда приспособлены под сложный витраж. «Пленка» скромнее, современнее, да и выглядит стильно.

витраж на окне с птицей

С помощью пленки украшают блюда, вазы и прочие предметы интерьера, делают витражные панно с подсветкой. На все это сейчас существует очень большой спрос. У пленочного витража есть еще один плюс — с ним могут работать сотрудники, не имеющие специального художественного образования. Это освобождает начинающего предпринимателя от поиска «дорогих» специалистов и профессионального обучения специалистов начинающих.

эксперты
Валерий Фокин собственник витражной мастерской «Кристалл» (г. Киров)
Валерий Фокин
собственник витражной мастерской «Кристалл» (г. Киров)

«Промышленный» витраж в домашних условиях

Я вырос в семье художников и всегда мечтал заниматься витражами. Конечно, ближайшее окружение посмеивалось надо мной: частный предприниматель, делающий «на коленке» витражи, вряд ли привлечет солидного клиента. Почему-то считается, что классический свинцовый паяный витраж — удел «монстров» витражного бизнеса. Но ведь между скромной «пленкой» и «классикой» есть немало интересных промежуточных вариантов! В общем, два года назад я открыл маленькую витражную мастерскую, которая стала работать с использованием техники «тиффани».
От классической технология «тиффани» отличается тем, что здесь вместо свинца используется медь или медная фольга. Медной фольгой оборачивается каждый кусочек стекла, затем они спаиваются между собой с помощью олова и покрываются патиной. Это весьма дорогостоящая техника, зато она пользуется повышенным спросом.
Для того, чтобы работать по этой технике в домашних условиях, больших стартовых инвестиций не нужно. Начиная бизнес, я приобрел роликовый стеклорез, два типа кусачек (для отламывания небольших и длинных деталей), машинку для обработки кромки стекла (остановил выбор на Kristall 2000), световой стол, паяльник и защитные очки. Вот и весь необходимый минимум оборудования, с которым работаю до сих пор.

Для работы с одним квадратным метром витража с деталями, имеющими криволинейную форму, в технике «тиффани» нужно не менее двух стекол по 2 кв. м. Плюс к этому медная или латунная фольга, олово ПОС-61, паяльная кислота. Расценки на «расходники» сейчас следующие: художественное стекло размером 10x10 см стоит 50 руб.; погонный метр медной ленты — 10 руб.; 100 грамм олова — 90 руб. Если начальный капитал совсем небольшой, можно сэкономить на оборудовании — например, взять его в аренду. Два года назад это стоило 500 руб. в сутки.

 

эксперты
Наталья Луганская соучредитель эскизной мастерской, ИП Тюляев А.А. (г. Санкт-Петербург)
Наталья Луганская
соучредитель эскизной мастерской, ИП Тюляев А.А. (г. Санкт-Петербург)

 

Эскиз как свободная рыночная ниша

«Витражный» рынок Санкт-Петербурга хорошо развит. Здесь много сильных игроков, довольно жесткая конкуренция. Если вы начинаете витражный бизнес с нуля, не ожидайте простого вхождения на рынок. Главной проблемой для новичков является узнаваемость. А она приходит только со временем, за которое можно и в долги влезть, и банкротом стать. Поэтому, когда мы с партнерами задумались о витражном бизнесе, сразу решили зарабатывать на эскизах. Оказалось — заняли свободную нишу.

Сейчас наша мастерская оказывает услуги как частным клиентам, так и фирмам, занимающимся изготовлением витражей. Мы учитываем не только пожелания своих клиентов, но и особенности оформляемого интерьера. Эскизы выполняем как в карандаше, так и в стеклах. Средняя стоимость нарисованного карандашом эскиза составляет 3,5 тыс. руб. Но чаще клиенты заказывают сделанный «в стеклах» эскиз, своего рода маленькую копию будущего витража. Она наиболее наглядно демонст­рирует то, какой витраж получится после изготовления. Стоимость эскиза в стеклах колеблется от 5 до 10 тыс. руб.

Паспорт витражного бизнеса

Форма собственности – ООО, ИП.
Сертификаты и лицензии – не требуются.
Инвестиции – от 350 тыс. руб. (при использовании пленочного витража или пескоструйной гравировки) до 1,5 млн руб. (при использовании классической технологии и технологии «тиффани»).
Текущие расходы – зарплата персоналу (40% от стоимости заказа), расходные материалы (30% от стоимости заказа), арендная плата (10% от стоимости заказа).
Рентабельность – 10%.
Налогообложение – упрощенная система.
Клиенты – частные клиенты, производители мебели и аксессуаров.
Помещение – недорогие производственные помещения от 80 кв. м ( в том числе, заводские площади, площади в пригороде).
Персонал – рабочие без специального образования для «пленочного» производства и пескоструйной гравировки.


Обновлено 29.12.2012 08:30
Печать