.
Регистрация товарного знака – не обязанность, а право предпринимателя. Поэтому зарегистрировав ООО или ИП (ПБОЮЛ), не спешите сразу же бежать в Роспатент. По данным ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам), сегодня средний срок регистрации товарного знака в России – два года. Новичку стоит серьезно подумать, а действительно ли для его бизнеса жизненно важна эта регистрация?
эксперты
Евгений Полушкин частный предприниматель (ИП Полушкин Е.И.)
Евгений Полушкин
частный предприниматель (ИП Полушкин Е.И.)

Я зарегистрировал ПБОЮЛ в 2007 г. Наша фирма специализируется на изготовлении пищевых продуктов. В отрасли, где мы работаем, высокая конкуренция. В борьбе за клиента некоторые компании часто прибегали к дублированию разработанного нами логотипа на этикетках, так как он был узнаваем в нашей рыночной нише. Поэтому мы решили зарегистрировать логотип как товарный знак. Только в случае регистрации в Патентном ведомст­ве ваша разработка находится под защитой государства от несанкционированного использования знака конкурентами.

Я сразу решил регистрировать товарный знак самостоятельно, не прибегая к помощи юристов. Сейчас считаю, что совершил ошибку: пожалел денег на услу­ги специалистов, а в результате потерял огромное количество времени, да и сэкономить не сэкономил. И вообще я совершил все ошибки, которые только возможно совершить при регистрации товарного знака. Сначала, вместо того, чтобы заказать проверку логотипа на патентную чистоту, я сам полез в «пиратскую» базу с рынка, чтобы выяснить, зарегист­рирован ли мой товарный знак. Несмотря на то, что стоила база 5 тыс. руб., ее полнота оставляла желать лучшего. Кроме того, патентный поверенный из меня оказался никудышный: оказалось, что при анализе базы нужно учитывать множество нюансов, поэтому, например, тождественные или схожие знаки все равно могут быть зарегистрированы. Так оказалось, что знак, который мы хотим зарегистрировать для своих пищевых продуктов, уже был зарегистрирован другим ПБОЮЛ — для производимой ими одежды. Но несмотря на это, я все равно мог бы зарегистрировать товарный знак, так как он предназначен для того, чтобы отличать товары и услуги одного производителя от однородных товаров или услуг другого. В моем случае товары были неоднородны. Ничего не мешало регистрации, но я не знал этого, так как не консультировался со специалистами.

бизнесмены

Вторую ошибку я совершил тогда, когда решил обратиться в рекламное агентство с просьбой изменить логотип под регистрацию товарного знака. Во-первых, как я уже говорил, этого совершенно не требовалось, так как товары не были однородными. Во-вторых, рекламное агентство взяло много денег, а сделало совершенно не то, о чем просили. После того, как был готов более или менее приемлемый вариант, я принялся искать класс своего товара в МКТУ (Международная классификация Товаров и Услуг) и снова сделал кучу ошибок. В общем, формальную экс­пертизу моя заявка на регистрацию товарного знака не прошла. И вот тогда, стремясь выяснить причины отказа, я все-таки обратился к специализированную компанию, которая помогает предпринимателям получать патенты, регистрировать торговые марки и торговые знаки.

Оказалось, что услуги специализированной фирмы по получению свидетельства регистрации товарного знака обходятся в 13 тыс. руб. В эту сумму входит оформление и подача заявки для регистрации товарного знака - 4 -4,5 тыс. руб.; ускоренное получение приоритетной расписки патентного ведомства (необходима, если ваш товарный знак хочет зарегистрировать другая фирма) – 2-2,5 тыс. руб.; проверка логотипа на патентную чистоту – 6 тыс. руб. Сами госпошлины обошлись еще в 22 тыс. руб. Из них 2 тыс. руб. было потрачено на заявку по регистрации товарного знака, 8 тыс. руб. – на проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака; 12 тыс. руб. – на регистрацию товарного знака и выдачи свидетельства на него. Получилось, что я истратил бы всего 35 тыс. руб., обратись я к специалистам сразу же. Однако, занявшись самодеятельностью, я заплатил ровно вдвое больше.

регистрационный знак

Те деньги, которые я фактически выбросил на ветер, могли пойти на укоренное получение свидетельства на товарный знак. Дело в том, что сроки рассмотрения заявок сегодня очень велики и занимают от 1,5 до 2 лет. Конечно же, это противоречит всем законам развития бизнес-проектов, особенно старт-апов, в которых даже незначительное промедление несет невосполнимые потери. Поэтому, по многочисленным просьбам патентных поверенных, в настоящее время осуществляется процесс ускоренного рассмотрения заявок на товарные знаки. В этом случае вполне реально получить патент за полгода. Большинство предпринимателей не пользуются ускоренной процедурой регистрации товарного знака. Кто-то просто не знает о такой возможности, кто-то экономит. А вот я бы ей воспользовался, но, как уже говорилось, свободные деньги были потрачены зря. Свидетельство я получил через два года. Сейчас мы собираемся регистрировать еще два товарные знака – закон не запрещает одному ПБОЮЛ иметь их несколько. На этот раз я учту свой негативный опыт и, надеюсь, сроки и денежные суммы при регистрации значительно сократятся.

Обновлено 11.01.2013 10:46
PDF Печать E-mail

 

Анонс: Транспорт

Может ли окупиться автошкола?

Владимир Викторович Губарев директор автошколы «Кит-НН»
Владимир Викторович Губарев
директор автошколы «Кит-НН»

Количество автомобилей, а, следовательно, и автовладельцев растет высокими темпами. Все больше и больше людей впервые приобретает автомобиль, в связи с чем возникает необходимость пройти обучение и получить навыки вождения.
2012-10-30 21:00:00

Блеск и чистота автомобиля

Олег Батранов, совладелец автомойки в г. Выкса
Олег Батранов
совладелец автомойки в г. Выкса

Времена, когда автовладельцы сами мыли своих «железных коней» или пользовались услугами школьников с ведрами и грязными тряпками, остались далеко в прошлом. Сегодня автомобилисты готовы платить за качественную и профессиональную помывку своего авто. Неслучайно эксперты считают открытие автомойки высокодоходным бизнесом.
2010-12-24 07:50:14

Нижегородский маршрут

Роман Семенов владелец ИП Семенов Р.Д.
Роман Семенов
владелец ИП Семенов Р.Д.

Каждой семье по автомобилю — обещали американские промышленники в середине 1920-х. Пока для большинства нижегородцев личный автомобиль остается роскошью. А потому горожане продолжают стоять на остановках и трястись в автобусах, подпираемые дружественными спинами и локтями соседей по салону. Между тем, старый добрый «ПАЗик», похоже, доживает последние дни на улицах Нижнего.
2010-12-16 12:05:50