.
Каждой семье по автомобилю — обещали американские промышленники в середине 1920-х. Пока для большинства нижегородцев личный автомобиль остается роскошью. А потому горожане продолжают стоять на остановках и трястись в автобусах, подпираемые дружественными спинами и локтями соседей по салону. Между тем, старый добрый «ПАЗик», похоже, доживает последние дни на улицах Нижнего.
эксперты
Роман Семенов владелец ИП Семенов Р.Д.
Роман Семенов
владелец ИП Семенов Р.Д.

Александр Комраков владелец ИП Комраков А.Ю.
Александр Комраков
владелец ИП Комраков А.Ю.

Футбольным мячом по «ПАЗику»

«В проекте городской администрации в ближайшие 2-3 года снять с маршрутов автобусы «ПАЗ» старой модификации. В дальнейшем планируется использовать низкопольные павловские автобусы нового образца, корейские или китайские машины, — рассказывает индивидуальный предприниматель Александр Комраков. — В связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 г. «ПАЗики» старого образца, скорее всего, исчезнут с улиц нашего города в следующие 3-4 года».

Пассажирские перевозки осуществляют по марш­рутам регулярного сообщения, разработанным Департаментом транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода. Новые маршруты появляются крайне редко, зато в желающих перевозить нижегородцев нет недостатка. По данным Александра Комракова, в городе около 50 предпринимателей занимаются пассажирскими перевозками.

Автобус ПАЗик

Для этой деятельности нужна лицензия, а чтобы ее получить, потребуется удостоверение о прохождении профессиональной подготовки, договоры на ремонт и мойку автобусов, а также на медицинское обслуживание (с учреждением, имеющим лицензию на право проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра) и т. д.
По словам Романа Семенова, владельца автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки по маршруту №76, нижегородские перевозчики делятся на две группы: одни имеют собственный парк автобусов, другие привлекают транспорт со стороны, заключая договор с его владельцами. Автобусов нужно не менее 5, хотя для каждого маршрута установлена определенная квота (например, для 76-го это 17 машин, а для 71-го — 35).
«ПАЗ» стоит чуть больше 900 тыс. руб., импортные микроавтобусы вдвое дороже, более 2 млн. руб. «Максимальная вместимость «ПАЗика», установленная заводом-изготовителем, — 41 человек, но в «часы пик» в автобус набивается до 70 пассажиров. «Ford» или «FIAT» рассчитаны всего на 15 посадочных мест», — говорит Роман Семенов.
Но даже если предприниматель приобрел автобусы, собрал необходимые документы, ему не гарантировано вступление в ряды перевозчиков. Решающий этап — участие в тендере на право заключить договор с Департаментом транспорта и связи сроком на 5 лет. Соискателям начисляются баллы по таким критериям, как качество автобусов, наличие на маршруте ДТП с потерпевшими, нарушений по Центральной диспетчерской сети и пр. «Конкурсы в Нижнем Новгороде проходят в напряженном режиме, сопровождаются недовольством участников, — рассказывает Александр Комраков. — Но даже выиграв тендер и обеспечив необходимые условия для безопасной перевозки пассажиров, нельзя быть уверенным, что завтра водитель не нарушит правила дорожного движения или не спровоцирует ДТП, из-за чего предпринимателя могут лишить лицензии или приостановить ее действие».

Изобретательный водитель

Водитель автобуса должен иметь права категории D, медицинскую справку установленного образца, пройти стажировку по маршруту и ежегодные 20-часовые курсы повышения квалификации при одном из учебных комбинатов (Нижегородский учебно-производственный комбинат автомобильного транспорта, Нижегородский автотранспортный техникум и др). Большинство владельцев автобусных предприятий отдают предпочтение сотрудникам с опытом работы от 1 года, причем желательно на маршрутном такси.
«В моей практике было не более 2-3 случаев, когда бывший сотрудник автобусного парка смог эффективно работать на маршрутном такси. В муниципальном транспортном предприятии зарплата водителей не зависит от количества перевезенных пассажиров, поэтому главное для них — добраться из пункта А в пункт В. Водители «маршруток» либо получают процент с каждого проданного билета, либо (в 60-70% случаев) выполняют план по дневной выручке, а все, что свыше установленной владельцем суммы, забирают себе, — рассказывает Роман Семенов. — Когда параллельно каждому маршруту проходят десятки других, необходимо рассчитывать, как и когда ехать, чтобы сделать выручку. Допустим, в середине дня перед маршрутным такси оказывается парковский автобус. Опытный водитель знает, что его лучше обогнать и первым собрать тех немногих людей, что ждут на остановке. В «час пик», наоборот, выгоднее пропустить автобус вперед, не заполнять салон сразу». На каждый автобус требуется по 2 водителя и 2 кондуктора. Не обойтись также без автомехаников и автослесарей.

Дело техники

В руководстве по эксплуатации автобусов указана периодичность проведения ТО-1 и ТО-2. По словам Александра Комракова, расходы на техническое обслуживание в среднем составляют от 5 до 15 тыс. руб. в месяц на 1 автобус и зависят от многих факторов, в частности, от срока эксплуатации автобуса, схемы его движения по городу.
Собственная производственно-техническая база дает перевозчику значительные преимущества, но ее организация связана с немалыми затратами. Нужно получить сертификат на право проведения ремонтных работ в системе сертификации ГОСТ Р. Для этого надо обзавестись помещением достаточно большим, чтобы в него мог заехать автобус (размер автобуса 7х2.9 м), найти специалистов, приобрести инструменты и оборудование. «Первый документ, разрешающий ремонтировать автобусы, я получил около 5 лет назад, тогда на оборудование для сертификации пришлось потратить 300-400 тыс. руб. Но, чтобы осуществлять полноценное техническое обслуживание транспорта, нужно свыше 2 млн. руб.», — говорит Роман Семенов.

Цена вопроса

Аренда стоянки обойдется в 70-150 руб. за каждый автобус, т. е. не менее 2000 руб. ежемесячно. Медицинское обслуживание — приблизительно 1000 руб. за транспортную единицу в месяц. Налог на вмененный доход — примерно 3350 руб. Печать билетов — около 15 руб. катушка (1000 билетов). Прибавьте расходы на замену резины, горюче-смазочные материалы. По опыту Романа Семенова, на протяженном маршруте (около 30 км.) каждый автобус расходует в среднем 140 л. бензина в сутки, при стоимости топлива 21 руб.
«У меня один автобус делает 10 рейсов в день, — рассказывает Роман Семенов. — Количество пассажиров зависит от времени суток. В «часы пик» (6.30-9.30 и 16.00-20.00) маршрутное такси провозит по 110-170 человек за рейс, в остальное время — 10-15 пассажиров». По словам Александра Комракова, предприятие пассажирских перевозок будет рентабельным при дневной прибыли порядка 3000 руб. с 1 автобуса (после вычета текущих операционных затрат), для этого нужно продавать по 600-650 билетов. Транспортное обслуживание мероприятий приносит автобусной компании не более 5% дохода.
Окупаемости предприятия следует ждать через 1-3 года. Но Александр Комраков считает: «При сегодняшней стоимости проезда, учитывая текущие расходы на горюче-смазочные материалы, запчасти, а также новые требования, предъявляемые к автобусам, пассажирскими перевозками скоро смогут заниматься только владельцы наиболее прибыльных маршрутов, с большим пассажиропотоком. Для остальных этот бизнес будет нерентабельным. Понижение цен на билеты улучшает положение отдельного предпринимателя лишь на время. Владельцы параллельных маршрутов в борьбе за пассажиров вынуждены тоже уменьшать плату за проезд. В результате убытки несут все, кто осуществляет перевозки на данном направлении». Возможным полем деятельности для новичков предприниматель считает автобусы повышенной комфортности (с буквой «К»), для которых стоимость проезда не лимитирована.

Обновлено 10.01.2013 11:17
PDF Печать E-mail

 

Анонс: Всё для бизнеса

Бизнес на продажу

Александр Жданов частный предприниматель
Александр Жданов
частный предприниматель

Начиная бизнес, редкие предприниматели задумываются о том, что когда-то может назреть необходимость его продажи. Причины для этого могут быть разные: нерентабельность, срочная потребность в денежных средствах, конфликт совладельцев и др. На деле оказывается, что продать бизнес за адекватную цену — нелегкая задача.
2013-01-22 00:00:00

Как открыть ломбард?

Валентина Маряхина директор ООО «Ломбард Успех»
Валентина Маряхина
директор ООО «Ломбард Успех»

Сегодня все больше людей пользуются услугами ломбардов, поэтому их число постоянно растет. Ломбард является весьма сложной системой, сочетающей в себе элементы деятельности организации бытового обслуживания, финансовой (кредитной) организации, склада и «торговли» (имеется в виду реализация ломбардами невыкупленного имущества). Кроме того, ломбард — предприятие, совершающее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, принадлежащими гражданам. Комплексный характер деятельности кредитного учреждения делает управление им очень непростой работой.
2012-03-13 21:00:00

Конный бизнес

Алена Соколова владелица частной туристической базы с прокатом лошадей
Алена Соколова
владелица частной туристической базы с прокатом лошадей

Сегодня конный бизнес в Нижегородской области многолик и разнообразен. Частные конюшни, конно-спортивные клубы и просто «круг по Покровке» за 150 руб. в выходные... Что же приносит индивидуальному предпринимателю больший доход при меньших усилиях?
2011-10-05 21:00:00