.
Нижегородскому рынку художественных галерей без малого 15 лет. Первые арт-гостиные появились в нашем городе в начале 90-х. Однако многие, не понимая сложной специфики этого дела, «прогорали». Сегодня предприниматели усвоили особенности спроса на художественные произведения. Некоторые салоны продают произведения художников Нижнего Новгорода и соседних городов, кто-то зарабатывает на продаже «массового продукта».
эксперты
Анна Рогачева ИП Рогачева А.И.
Анна Рогачева
ИП Рогачева А.И.

Я хотела иметь свой художественный салон, еще когда училась рисовать акварелью в районном доме культуры школьника. Мечта сбылась после вуза — мы с партнерами сняли в аренду в помещении бывшей фотостудии 50 кв.м. Финансовые трудности начались сразу же: арендованные квадратные метры требовали отнюдь не косметического ремонта. Ремонтные работы существенно затянули наш старт-up, кроме этого мы очень долго искали нижегородских художников, составляли базу контактов.
Когда приступили к переговорам с авторами, натолкнулись еще на одну проблему: большинство из них за свои работы «заламывали» чудовищные цены. Многие из художников действительно были талантливы и перспективны, но даже эти два обстоятельства не оправдывали стоимости их работ. Переговоры оказались бесполезными, все попытки объяснить, что рынок определяет цену, натолкнулись на «творческое непонимание». К тому же было абсолютно не понятно, как продвигать эти работы, да и сам салон. Нижний Новгород — город провинциальный, аудитория ценителей картин крайне узкая, большинство нижегородцев выберут провести свой досуг в кинотеатре, а не в музее и уж тем более художественном салоне. Продвигать искусство в массы, конечно, благое дело, но денег оно не приносит. Поэтому свой несостоявшийся художественный салон мы успели закрыть до того, как наши карманы опустели.

Покупатель выбирает «массовое искусство»

Через два года я уже самостоятельно предприняла попытку создать свой бизнес. На этот раз я начала с изучения спроса. Сидела на бизнес– и профильных форумах, общалась с людьми — потенциальными клиентами. Оказалось, что больше всего в Нижнем Новгороде спросом пользуется так называемая «халтура»: портреты по фотографиям, панорамные городские пейзажи, недорогие репродукции известных картин. Никакого высокого искусства. При этом выяснилось, что потенциальные клиенты, прежде всего, обращают внимание на сроки изготовления картин и точность воспроизведения (особенно в портретах). Поскольку спрос был достаточно велик, было понятно, что, рисуя картины вручную, больших оборотов не добьешься. Тогда ко мне пришла идея изготавливать живописные картины с использованием широкоформатных принтеров. Ее давно используют многие московские художники. В частности, по этой технологии на изготовление одного портрета по фотографии уходит всего несколько часов. Работы, изготовленные по данной технологии, хороши потому, что смотрятся дороже реальной стоимости своего изготовления.
Вопрос с помещением я решила просто: арендовала офис на первом этаже жилого здания неподалеку от центра города. Поскольку мастерская находится не на «красной линии», стоимость квадратного метра довольно невелика, в то же время подъезд на машине к ней хороший, легко добираться с остановок общественного транспорта. Сейчас пробую «по договоренности» арендовать «стенки» в торговых центрах — по 4, 6, 8 кв. м. Подсмотрела этот вариант продвижения, когда этой весной ездила в Новосибирск, у местных художников: так они «ловят» новых клиентов.
Вначале я пользовалась услугой широкоформатной печати. Потом возникла идея сотрудничать на партнерских началах с такими же «энтузиастами», как я. Это освобождало бизнес от необходимости содержания штата, плюс расширяло клиентскую базу. Специально под партнеров приобрела подержанный широкоформатный принтер. Один из моих партнеров оказался очень ценным и богатым на бизнес-идеи предпринимателем. В частности, он придумал реализовывать работы через event-агентства (таким образом успешно продаются картины по фото со свадеб, юбилеев) и туристические фирмы (корпоративные бизнес-туристы из других городов неплохо берут «виды» Нижнего Новгорода).

Инвестиции и доход

Стартовые инвестиции в подобный бизнес сравнительно не велики: входной порог начинается со 150 тыс. руб. Этого хватит на аренду мастерской в первый месяц работы, оплату платежей и первоначальных расходов на принтер. В последствии можно будет приобрести технику: стоимость б/у принтеров колеблется в диапазоне 40-60 тыс. руб. Другого оборудования для работы не требуется.

Главное для успеха — обзавестись клиентской базой, которая может гарантировать продажу хотя бы одной картины в день. Для начала можно стать партнером предпринимателей, которые уже имеют подобное дело. Это позволит «наработать» покупателей. Цены на работы должны быть приемлемые: картинка 70х50 стоит 5-6 тыс. руб., 30х40 — 2-3 тыс. руб. (без рамы). Даже если вы будете вести бизнес в одиночку, ежемесячный доход в 100-200 тыс. руб. вам обеспечен.

 

эксперты
Вера Колповская куратор проекта «АРТ-Гостиная»
Вера Колповская
куратор проекта «АРТ-Гостиная»


«Арт-Гостиная» Нижегородского государственного художественного музея была организована в 2003 г.
С точки зрения спроса художественные галереи в Нижнем Новгороде — востребованный бизнес. Галерист — этот тот эксперт, который нужен и художнику, и покупателю. Только в первом случае он выступает как посредник в продвижении работ автора, а во втором — как носитель исчерпывающей информации о его творчестве.
В Нижнем Новгороде действительно есть, о ком рассказать и чьи работы реализовывать. Здесь живет и работает целая плеяда талантливых художников: Виктор Малиновский, Виктор Тырданов, Владимир Рекин, Виктор Пурихов (автор памятника основателю города Юрию Всеволодовичу, который стоит перед собором Михаила Архангела в Кремле). Есть даже целые семьи, где творят абсолютно разноплановые авторы. Например, семья Придановых: отец Юрий занимался иконописью, а сын Максим творит уже в современной манере. Кроме местных художников, нижегородские галеристы выставляют и работы авторов из соседних регионов. В частности, этим активно занимается галеря «Художники Поволжья». Новых достойных авторов не так много, но их сразу можно заметить на выставках, которые проходят в городе. В последнее время очень хорошо заявили о себе два талантливых молодых художника — Алексей Мясников и Михаил Дуцев.

 

галерея, картины, выставка
В основной массе галереи работают с художниками по следующему принципу: автор сам предлагает работы на продажу, а мы их реализуем. Если какие-то картины хорошо продались, то мы можем предложить написать картину на ту же тему, и, как правило, эта картина снова хорошо продается. Но ни о каком «творческом диктате» со стороны галерей речи, конечно же, не идет.
Стоимость картин в галереях настолько разная, что даже порядок назвать сложно. Можно и за 900 руб. работу купить, а можно и за 9 тыс. руб. Наценка на картины, в основном, растет из-за арендной ставки. Дело в том, что художественная галерея должна располагаться в центре города на «красной линии», иначе смысл ее работы теряется. А цены на квадратный метр в центре Нижнего Новгорода не маленькие! Кроме того, надо платить зарплату обслуживающему персоналу, авторам, а картины с началом кризиса продаются не очень бойко. До 2008 г. наша арт-галерея продавала по 50 работ в месяц! Это очень хороший показатель. Сейчас он значительно снизился. Чтобы поддержать свой доход, картинные галереи вводят торговлю сувенирной продукцией.
У людей стало меньше средств, хотя покупатели у нас совершенно разные и по доходу, и по социальному статусу. Есть среди них и клиенты «не из бедных»  — директора предприятий, топ-менеджеры крупных компаний. Есть и семейные пары, и студенты художественных факультетов, и гости города. Ценителей, разбирающихся в искусстве и живописи, крайне мало, буквально единицы.


Обновлено 11.01.2013 11:29
PDF Печать E-mail

 

Анонс: Транспорт

Может ли окупиться автошкола?

Владимир Викторович Губарев директор автошколы «Кит-НН»
Владимир Викторович Губарев
директор автошколы «Кит-НН»

Количество автомобилей, а, следовательно, и автовладельцев растет высокими темпами. Все больше и больше людей впервые приобретает автомобиль, в связи с чем возникает необходимость пройти обучение и получить навыки вождения.
2012-10-30 21:00:00

Блеск и чистота автомобиля

Олег Батранов, совладелец автомойки в г. Выкса
Олег Батранов
совладелец автомойки в г. Выкса

Времена, когда автовладельцы сами мыли своих «железных коней» или пользовались услугами школьников с ведрами и грязными тряпками, остались далеко в прошлом. Сегодня автомобилисты готовы платить за качественную и профессиональную помывку своего авто. Неслучайно эксперты считают открытие автомойки высокодоходным бизнесом.
2010-12-24 07:50:14

Нижегородский маршрут

Роман Семенов владелец ИП Семенов Р.Д.
Роман Семенов
владелец ИП Семенов Р.Д.

Каждой семье по автомобилю — обещали американские промышленники в середине 1920-х. Пока для большинства нижегородцев личный автомобиль остается роскошью. А потому горожане продолжают стоять на остановках и трястись в автобусах, подпираемые дружественными спинами и локтями соседей по салону. Между тем, старый добрый «ПАЗик», похоже, доживает последние дни на улицах Нижнего.
2010-12-16 12:05:50