.
«Сейчас как раз то время, когда можно и нужно заниматься производством школьной формы!» - Утверждают нижегородские производители и ательеры. Уже десять лет в России пошив форменной одежды для учеников – невероятно сложный, но выгодный бизнес.
эксперты
Ольга Завина директор ателье «С иголочки»
Ольга Завина
директор ателье «С иголочки»

В прошлом году в нижегородские школы пошло учиться более 27 тыс. первоклассников. По данным област­ного Министерства промышленности и инноваций, всего в области пошивом формы для учеников занимаются 155 организаций и индивидуальных предпринимателей. Этой статистики достаточно, чтобы иметь представление о том, насколько рынок школьной формы перспективен. Если учесть тот факт, что в стране нет закона о единой форме в средней школе (а значит, ассортимент может быть настолько широк, насколько хватит фантазии производителя) и предприниматели не заперты в границах своих регионов, получается, что в стране есть почти пустующий рынок с огромными возможностями и колоссальной емкостью.
Только представьте себе: в России более 10 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет (именно этой аудитории, как правило, требуется школьная форма)! И демографическая ситуация в долгосрочном тренде улучшается. Число школ, желающих одеть своих учеников в форму, растет. Ношение формы организует, повышает дисциплину, способствует уменьшению социальных различий, развитию опрятности у детей. При этом речь идет о рынке, где не требуется миллионов на продвижение – хватит и «сарафанного радио».

Почему же тогда на нем такая слабая конкуренция? Почему предприниматели с такой осторожностью вкладывают в этот бизнес деньги? Почему аналитики упрекают участников рынка в неумении продавать этот товар?

школьницы, костюм, юбка, форма, колготки. туфли, пиджак

Ответы на эти вопросы кроются в самой специфике такого бизнеса, как пошив школьной формы. Дело в том, что сезон продаж в этой нише невероятно короток – всего 4-5 недель перед началом учебного года. Прибавьте к этому то, что продукция должна быть сертифицирована по ГОСТам (в отношении школьной формы действуют ГОСТ 25294-2003 п.5.2.1., п.5.2.2, п.5.4.3; ГОСТ 21790-2005 ГОСТ 10581-91; ГОСТ 28298-2005 и другие). И соблюдать все технические нормы обязательно. Так, например, на пиджаке для мальчика должно быть только две пуговицы. Это требование рассчитано опытными технологами, как и то, что для брюк важна резинка, а не пояс. Брюки обязательно должны иметь подкладку, без которой они изнашиваются, вытираются, особенно на коленях.
Кроме того, перед производителями формы очень остро стоит вопрос о каналах реализации. Профильных магазинов в регионе нет. Ходить самостоятельно по школам и договариваться с директором и учителями о заказе – не панацея. В этом бизнесе заказы появляются часто, но, к сожалению, не всегда оплачиваются. Нередки случаи, когда родители, не сойдясь во вкусах, отказывались брать целые партии товара. Чтобы не работать себе в убыток, производители шьют форму только по восьмидесятипроцентной предоплате. Однако даже это условие не приносит им больших доходов: рентабельность бизнеса в Нижегородской области не выходит за пределы 8-10%.

Чего же не хватает этому бизнесу, чтобы быть прибыльным?

Пошив школьной формы – это не бизнес с нуля. В эту нишу имеет смысл идти, если у предпринимателя есть, например, небольшое ателье, опыт работы и минимальная клиентская база. Только при этих условиях можно пытаться построить успешное дело: начинайте шить образцы формы в феврале-марте и вместе с ними идите к директорам школ. Главное, не забудьте, что государство предъявляет требования к форме школьников, и их надо соблюдать. Например, ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы - то есть, натуральных материалов. Подкладка также должна быть из натуральной ткани.

Удовлетворяя прихоти и предписания контролирующих организаций, не стоит забывать и о конечном потребителе — детях. Придется постоянно выяснять у школьников, что бы им хотелось носить, как они себя чувствуют в форме (особенно это актуально для школьников старшего возраста). В целом, сейчас на рынке явно прослеживается тенденция: школьная форма становится более классической. Это бизнес-одежда, бизнес-костюм, офисный стиль. Форма давно уже не состоит из двух-трех предметов, которые детям приходилось носить и в зимнюю стужу, и в летнюю жару. Жилеты и сарафаны разнообразят школьный гардероб.

Три факта о школьной форме

1. Известная всем «рожденным в СССР» коричнево-синяя школьная форма была официально отменена в 1992 году с принятием закона «Об образовании». Тогда многие швейные фабрики страны оказались на грани банкротства, лишившись «золотого» госзаказа.
2. Несмотря на приверженность чиновников и учителей к школьной форме, Министерство образования РФ может только рекомендовать администрациям школ и родителям ее введение. Поэтому будущее рынка во многом зависит от решений советов школ, родительских комитетов, классных и общешкольных родительских собраний.
3. По результатам исследования ВЦИОМ в 2008 году: 43% родителей школьников считают, что должно быть единое государственное решение по форме для всех школ России.

На заметку предпринимателю

Открыть новое направление по пошиву школьной формы обойдется недорого: на закупку материалов, фурнитуры и зарплату швей уйдет от 300 до 500 тыс. руб. Как правило, эти инвестиции полностью окупаются за два сезона. Производство и реализация формы как сезонного товара в летние месяцы может стать «прикрытием» от простоя основного бизнеса. Опытные участники рынка, начинающие рекламную компанию в феврале-марте, от продажи школьной формы в августе могут получить половину годовой выручки при реализации своего основного товара.


Обновлено 10.01.2013 05:23
PDF Печать E-mail

 

Анонс: ТНП и Хозтовары

Галантная прибыль галантерейщиков

Ольга Сергеева продавец-консультант магазина кожгалантереи (ИП Новикова А. Н.)
Ольга Сергеева
продавец-консультант магазина кожгалантереи (ИП Новикова А. Н.)

Рынок кожгалантереи в Нижнем Новгороде развит, но не монополизирован крупными игроками. На нем достаточно просто открыть свое дело и новичку, и тому, кто решил перепрофилировать свой бизнес. Более 50% рынка сегодня принадлежит небольшим торговым точкам индивидуальных предпринимателей.
2012-03-12 21:00:00

Свой книжный. Пособие для «чайников»

Ирина Колесова ИП Колесова, магазин «Учебная книга»
Ирина Колесова
ИП Колесова, магазин «Учебная книга»

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». И, хотя не все знания можно почерпнуть из учебников, без книг тоже не обойтись. Реализация учебной литературы — весьма увлекательное направление книжного бизнеса. Но формат этот достаточно специфический. Он требует от предпринимателя не только финансовых инвестиций, но и — что не менее важно — интеллектуальной подготовки и понимания дела. Как превратить источник знаний в источник прибыли, рассказала Ирина Колесова, владелица магазина «Учебная книга».
2011-07-11 21:00:00

Как по нотам

Владимир Шоронов директор ООО «НП Аваллон-Студио Лимитед»
Владимир Шоронов
директор ООО «НП Аваллон-Студио Лимитед»

Предпочитаете «живую» музыку однообразному бухтению плеера, но у вас нет ковровой сумки Мэри Поппинс, откуда можно в мгновение ока вытащить настоящее пианино? Не отчаивайтесь! Двери музыкальных салонов открыты для каждого, кто мечтает, чтобы имя его зазвучало.
2010-12-02 07:29:45