.
Сегодня в Нижнем Новгороде работает около 10 частных школ. Из них единицы имеют государственную регистрацию и опыт работы на рынке свыше 10 лет. Эти школы имеют положительный имидж и на слуху у каждого. Все они были созданы в начале-середине 90-х и являются прекрасным примером бизнеса, организованного с «нуля».
эксперты
Ольга Мартынова маркетолог Школы эстетического образования, ИП Рассказова (г.Екатеринбург, Самара)
Ольга Мартынова
маркетолог Школы эстетического образования, ИП Рассказова (г.Екатеринбург, Самара)

По сравнению с другими российскими городами-миллионниками, в Нижнем Новгороде конкуренция на рынке частных образовательных услуг очень слабая. Для сравнения: в Самаре на данный момент работает 20 негосударственных образовательных учреждений с большим опытом работы. То, что нижегородский рынок будет расти, не подвергается сомнению. Россия уже 20 лет развивается в новой экономической модели, а система образования практически не изменилась. Кроме того, в России, как и в Европе, недешевое частное образование становится новой формой успеха. Однако, далеко не все предприниматели стремятся прийти в эту сферу деятельности: она характеризуется низкой рентабельностью, жестким государственным контролем и отсутствием интереса со стороны спонсоров. Но, как бы ни были страшны для новичка эти причины, их перевешивает один единственный факт – огромная емкость нижегородского рынка. Родителей, готовых платить 150-200 тыс. руб. за год обучения в частной школе, в Нижнем Новгороде предостаточно. Проблем с комплектованием классов нет ни у кого из действующих игроков рынка.

ученики, школьницы, банты, 1 сентября

Найти место под солнцем

Если зайти на сайты нижегородских негосударст­венных школ в раздел «История», то можно увидеть закономерность: большинство предпринимателей, открывших этот бизнес, в «прошлой жизни» были учителями. В этом нет ничего удивительного. В начале 90-х годов прошлого века, когда общеобразовательная российская школа прозябала в разрухе, родители сами предлагали сильным педагогам создавать частные школы и сами же выступали первыми их инвесторами.
Сейчас ситуация изменилась, для создания част­ной школы требуются значительные первоначальные вложения. Например, общий объем инвестиций в проект частной школы-пансиона на территории турбазы «Сосновый Бор», которая будет филиалом школы им. М.В. Ломоносова, составляет 12 млн. евро. Пустовавшие 15 лет назад детские сады, которые были очень востребованы частными школами, в 2000-х, в связи с улучшением демографической обстановки, понадобились крупным городам. Повезло только тем предпринимателям, кто вовремя успел выкупить помещение в собственность.
Нехватка подходящих помещений – главный бич этого бизнеса. Для получения лицензии нужно, чтобы «место под солнцем» соответствовало всем требованиям Роспотребнадзора и пожарной безопасности. Поэтому отсутствие прав собственности на помещение - одно из основных ограничений для этого вида деятельности. Без своего помещения очень тяжело идет развитие матчасти. Даже те школы, которым относительно повезло со сроком аренды (он превышает 10 лет), жалуются на нестабильность.
Государственная поддержка необходима этому бизнесу как воздух. До недавнего времени частные школы действительно имели немалые налоговые льготы. Но в 2005 г. вышли поправки к закону «Об образовании» и новый Налоговый кодекс. Они и лишили частные школы основных налоговых привилегий. Теперь школы должны платить налог на прибыль (если она образуется), землю и имущество – так же, как, например, нефтяные компании и банки. Радует только то, что частные школы освобождены от уплаты НДС.

Кто поможет «поднять» бизнес?

Поскольку спрос на услуги негосударственных образовательных учреждений в регионах сохраняется, его потенциальные участники, несмотря на все трудности, не теряют надежды войти на рынок. Известны героические случаи борьбы предпринимателей за свое дело. Например, несколько лет назад одна из московских школ в прямом смысле слова была «вышвырнута» из помещения детского сада до срока окончания договора. Однако собственник бизнеса не отчаялся: купил полуразрушенную плавучую пристань и отремонтировал ее. Так в столице появилась первая частная школа на воде.
Этот бизнес действительно тот самый, где предпринимательская смекалка и чутье – самый ценный уставной капитал. Устав терпеть лишения от государст­ва, собственники школ не стали с ним бороться. Они нашли другой выход – стали учить детей его представителей и первых лиц. Организация собственных общеобразовательных школ при власт­ных структурах стала новым явлением на рынке. Подобные школы есть у «Газпрома», Управления делами Президента РФ, мэрии Москвы. Следом за органами власти, «свои» школы стали создавать и крупные коммерче­ские организации. Подобный вариант развития бизнеса оказался идеальным – стремясь открыть собственные школы, вышеуказанные организации субсидировали их, не требуя от предпринимателей сверхдоходов. Еще один выход из сложившегося непростого положения «частников»: многие из них стали открывать школы в организованных коттеджных поселках в зоне 50 км от районных центров.

Сколько составит доход?

Ежемесячная прибыль у частных школ в наиболее массовом - среднеценовом - сегменте невелика – 250-500 тыс. руб. Доход частных школ формируется за счет вступительных платежей (3-7% всех поступлений), ежемесячной платы за обучение (70% поступлений), а также за счет привлечения грантов и нерегулярной помощи спонсоров (15-20% поступлений). Кроме того, школы зарабатывают на проведении дополнительных платных занятий, но их доля в прибыли школы редко превышает 2-5%.
Большую ее часть владельцы вынуждены вкладывать в организацию учебного процесса, разработку или покупку новых учебных программ, оплату работы педагогов. Частная школа требует и высокого качества преподавания. Найти квалифицированных специали­стов достаточно сложно. Соответственно, и зарплата у них существенно выше, чем в обычной школе – от 25 тыс. руб.

Стоимость обучения в частных школах страны колеблется от 7 тыс. руб. до 75 тыс. руб. в месяц. Средняя ежемесячная стоимость составляет 15,5 тыс. руб. На первый взгляд, сумма кажется значительной. На самом деле, рентабельность бизнеса не так высока - 70% дохода идет на оплату труда преподавательского состава, переподготовку и повышение квалификации учителей.

5 критериев, по которым родители выбирают школу детям:

- Репутация школы (57%);
- Квалификация педагогов (55%);
- Близость к дому (43%);
- Отзывы знакомых (35%);
- Материальная база (11% принимавших участие в опросе родителей).
Источник: ИП Рассказова, Школа эстетиче­ского образования, данные 2009


Обновлено 11.01.2013 11:35
PDF Печать E-mail

 

Анонс: Транспорт

Может ли окупиться автошкола?

Владимир Викторович Губарев директор автошколы «Кит-НН»
Владимир Викторович Губарев
директор автошколы «Кит-НН»

Количество автомобилей, а, следовательно, и автовладельцев растет высокими темпами. Все больше и больше людей впервые приобретает автомобиль, в связи с чем возникает необходимость пройти обучение и получить навыки вождения.
2012-10-30 21:00:00

Блеск и чистота автомобиля

Олег Батранов, совладелец автомойки в г. Выкса
Олег Батранов
совладелец автомойки в г. Выкса

Времена, когда автовладельцы сами мыли своих «железных коней» или пользовались услугами школьников с ведрами и грязными тряпками, остались далеко в прошлом. Сегодня автомобилисты готовы платить за качественную и профессиональную помывку своего авто. Неслучайно эксперты считают открытие автомойки высокодоходным бизнесом.
2010-12-24 07:50:14

Нижегородский маршрут

Роман Семенов владелец ИП Семенов Р.Д.
Роман Семенов
владелец ИП Семенов Р.Д.

Каждой семье по автомобилю — обещали американские промышленники в середине 1920-х. Пока для большинства нижегородцев личный автомобиль остается роскошью. А потому горожане продолжают стоять на остановках и трястись в автобусах, подпираемые дружественными спинами и локтями соседей по салону. Между тем, старый добрый «ПАЗик», похоже, доживает последние дни на улицах Нижнего.
2010-12-16 12:05:50