09.03.2010 09:20
Инвесторы очень часто покупают бизнес для его последующей перепродажи. И зачастую покупатель берет «красивую картинку», а не реальную компанию. Чтобы не переплачивать и заключить выгодную сделку, эксперты советуют полагаться не только на свои силы, но и обращаться к профессионалам. эксперты
![]() Григорий Рябченко
управляющий компании «Магазин Готового Бизнеса»
Оценить бизнес самостоятельноПри подготовке бизнеса к продаже ключевым фактором успешной сделки является правильная оценка стоимости предприятия. Цена сделки купли-продажи должна быть справедливой для обеих сторон. Справедливая цена – эта та сумма, за которую бизнес переходит из рук владельца в руки покупателя при условии, что обе стороны проинформированы обо всех характеристиках продаваемого бизнеса и условиях сделки.Правильная оценка бизнеса может быть проведена только профессионалом. Однако покупатель может попытаться самостоятельно определить примерную стоимость компании, следуя предложенной ниже схеме: 1. Определить текущие доходы. «Реконструируйте» отчет о доходах продавца с целью определения реальной текущей производственной прибыли предприятия до уплаты налогов. При этом ключевое значение будут иметь именно текущие доходы, а не потенциал компании. 2. Установить размер приемлемой прибыли от инвестированного капитала. На этом этапе установленные доходы в пункте 1 переводятся в стоимость бизнеса. Здесь покупателю важно определить минимальный приемлемый для него доход от капиталовложений. Почему важна юридическая экспертиза?Купля-продажа действующего предприятия - сложная сделка, требующая соблюдения множества юридических нюансов и формальностей (причем как на этапе подготовки к ней, так и в процессе ее организации и совершения). Отказ от квалифицированного правового сопровождения в данном случае может привести к серьезным негативным последствиям. Практика показывает, что клиенты, заказывая проведение аудиторской проверки или оценки бизнеса, пренебрегают юридической экспертизой предприятия. Вероятно, они имеют не совсем ясное представление о том, из чего складывается правовая часть предпродажной подготовки бизнеса.Цель юридической части предпродажной подготовки - определить текущий гражданско-правовой статус предприятия, выявить и устранить имеющиеся правовые «дефекты», предупредить возможные в ходе передачи бизнеса юридические препятствия. Вначале производится экспертиза учредительных, регистрационных и иных внутренних документов предприятия. Все документы проверяются на соответствие действующему законодательству. Также выясняются особенности регулирования передачи прав на доли (акции) предприятия, на полномочия органов его управления, на принятие решений участниками. С учетом всех выявленных нюансов, формируется оптимальная схема продажи бизнеса. После этого получаются письменные согласия всех участников предприятия на его отчуждение и оформляются соответствующие протоколы. В ходе юридической экспертизы бизнеса проверяются все имеющиеся в компании протоколы собраний участников, решения, приказы. Исследуется даже их хронология и последовательность. Это необходимо для того, чтобы избежать утечки важной информации о принимавшихся некогда собственниками решениях. Изучается история бизнеса для выявления возможных нарушений закона, совершенных в процессе приватизации акций предприятия. В интересах покупателя, опасающегося непрошеных кредиторов, выявляются все лица, когда-либо обладавшие правом распоряжаться имуществом компании, выставленной на продажу. От этих лиц получают нотариально заверенные расписки об отсутствии внебалансовых обязательств. Одновременно производится и анализ основополагающих для деятельности предприятия договоров (аренды, ссуды, лизинга, поставки и иных долгосрочных договоров). Проверяется, соответствуют ли они закону, соблюдена ли их форма. Закрепить ноу-хау за бизнесомСледующий важный этап предпродажной подготовки - анализ нормативной базы бизнеса. Именно она регламентирует деятельность предприятия. Важно проверить наличие всей разрешительной документации (лицензий, разрешений, заключений государственных органов, сертификатов, аттестатов, страховых полисов), требующейся для ведения той или иной деятельности.В ходе анализа нормативной базы целесообразно также обратить внимание на наличие в составе предприятия объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, ноу-хау, изобретений). Права на них должны быть надлежащим образом оформлены и защищены. Еще одной немаловажной задачей подготовки бизнеса к продаже является экспертиза кадровой документации предприятия, изучение его штатного состава и условий взаимодействия компании с привлеченными (внештатными) сотрудниками. Со всеми сотрудниками предприятия (особенно с ключевыми) должны быть заключены трудовые договоры, которые обеспечат потенциальному покупателю гарантии сохранения кадрового состава. Только после всех указанных выше процедур можно оформлять сделку купли-продажи бизнеса. 8 причин, по которым нижегородские собственники продают бизнес1. Нерентабельность
Обновлено 11.01.2013 11:41
|