.
Отношения между франчайзором и франчайзи отличаются от обычных деловых отношений, так как франчайзинг является партнерским бизнесом. Поскольку положение партнеров в нем неравноправно, особую важность приобретает значение такого документа, как договор сторон.
эксперты
Валерий Греков генеральный директор ресторанов «Грильмастер»
Валерий Греков
генеральный директор ресторанов «Грильмастер»

На первый взгляд, отношения сторон франчайзинговой схемы просты: договор, составленный франчайзором, носит обязательный характер для франчайзи. Это означает, что последний не является стороной, которая могла бы обсуждать документ и предлагать изменения в нем. Однако на практике существует ряд нюансов во взаимоотношениях сторон. Первый и самый главный из них заключается в том, что, несмотря на строгий регламент своих действий, франчайзи все же обладает независимостью. Он принимает все оперативные решения самостоятельно. От франчайзора субъект предпринимательства сильно зависит только в начале партнерства. По мере накопления опыта, приобретения знаний и навыков, зависимость франчайзи ослабевает.
Даже этот единственный нюанс может создать определенные трудности в работе партнеров. Если учесть длительность действия франшизного договора, серьезность последствий каких-либо его нарушений для обеих сторон, единство системы франчайзор - франчайзи, становится ясно, что договор должен определять все основные аспекты реальных взаимоотношений во франшизной системе. Для этого необходимо подробно прописать некоторые его пункты.

Пункт первый. «Описание системы».

В этом разделе договора описывается тип бизнеса, его существенные особенности, отличающие данную франшизную систему от остальных. Здесь делаются ссылки на те усилия, которые предпринял франчайзор по созданию и развитию своей системы. Также могут быть перечислены все позиции помощи, документов, руководств, пособий, которые франчайзор передает франчайзи в соответствии с договором.

Пункт второй. «Варианты платежей».

В системе франчайзинга возможны четыре основные вида платежей:
- первоначальная единовременная плата (в среднем около 10% от общего объема инвестиций франчайзи);
- периодические платежи - так называемые «роял­ти», величина которых зависит от вида деятельности и конкретных условий договора (обычно в пределах 4 -7 % от объема продаж);
- оплата товаров, приобретаемых у франчайзора или через франчайзора;
- платежи в рекламный фонд франшизной системы.
Раздел договора должен не только определить систему платежей, но и условия их взимания, возвращения и удержания за понесенные затраты. Кроме того, здесь оговаривается отчетность франчайзи, опре­деляется перечень и состав финансовых показателей для его отчетов, схемы возможных проверок.

Пункт третий. «Права и обязанности сторон».

Основные права франчайзора включают установление системы стандартов, которые необходимо выполнять как предприятию-франчайзи в целом, так и каждому отдельному его служащему. Франчайзор имеет право на контроль работы франчайзи, он определяет систему учета и отчетности. Он же устанавливает стратегию рекламы как своей системы в целом, так и предприятий, работающих по франшизе.

бизнесмены, консультация, обсуждение

Права франчайзи связаны с основными свойст­вами франчайзинга как системы бизнес-отношений. Субъект предпринимательства имеет право использовать товарный знак, получать обучение (как начальное в виде определенного курса, так и периодическое в виде консультаций), все преимущества от общей рекламы и вообще от участия во всей системе в целом.
Обязанности франчайзора включают передачу франчайзи всей оговоренной в договоре документации. При этом компания, продающая франшизу, обязана периодически обновлять свои руководства, обеспечивая модернизацию.

Пункт четвертый. «Территориальные вопросы».

В договоре обычно оговаривается местоположение предприятия–франчайзи. При его определении учитывается наличие конкурентов в регионе. Тогда франчайзи может рассчитывать на определенную эксклюзивность своей деятельности на оговоренной территории.

Пункт пятый. «Сроки договора».

Договор может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока его окончания. Критерием установления срока действия может служить срок амортизации первоначальных вложений франчайзи в дело.
Обычно в этом разделе стороны указывают различные промежуточные даты: например, срок возобновления лицензии на товарный знак (если нет совпадения со сроком действия договора), срок возможного пересмотра системы платежей, срок модернизации стандартов, оборудования и так далее.

Пункт шестой. «Вопросы прекращения договора и продажи предприятия».

Сторонам чрезвычайно важно четко оговорить все возможные варианты прекращения действия договора или его передачи другому лицу. Необходимо предусмотреть условия, наступающие в случае нарушения обязательств одной из сторон, болезни или смерти владельца или главного менеджера предприятия-франчайзи. Наконец, франчайзи должен отстоять свое право на то, чтобы принять решение о невозможности продолжения своего бизнеса в системе.

2 группы обязанностей франчайзора, предусмотренные договором:

- первоначальные
(обучение франчайзи, помощь ему в подборе помещений, оснащение необходимыми оборудованием и материалами).
- периодические
(административная поддержка в решении текущих проблем, осуществление разработок, предусматривающих модернизацию системы, обновление документации, обеспечение рекламы и продвижения товаров и услуг на рынке, поддержки имиджа системы).

8 обязанностей франчайзи, предусмотренных договором:

- строго следовать руководствам и документации франчайзора;
- выполнять требования стандартов, предусмотренных системой;
- эффективно пользоваться учебными мероприятиями франчайзора для повышения своей квалификации;
- согласовывать с франчайзором любые изменения в системе и не предпринимать никаких действий в этом направлении без одобрения франчайзора;
- обеспечить доступ на предприятие и к документации представителям франчайзора для осуществления контроля;
- точно в срок и в полном объеме осуществлять платежи;
- согласовывать с франчайзором проведение самостоятельной рекламы;
- покупать товары у франчайзора или у согласованных с франчайзором поставщиков.

Обновлено 11.01.2013 11:45
PDF Печать E-mail

 

Анонс: Транспорт

Может ли окупиться автошкола?

Владимир Викторович Губарев директор автошколы «Кит-НН»
Владимир Викторович Губарев
директор автошколы «Кит-НН»

Количество автомобилей, а, следовательно, и автовладельцев растет высокими темпами. Все больше и больше людей впервые приобретает автомобиль, в связи с чем возникает необходимость пройти обучение и получить навыки вождения.
2012-10-30 21:00:00

Блеск и чистота автомобиля

Олег Батранов, совладелец автомойки в г. Выкса
Олег Батранов
совладелец автомойки в г. Выкса

Времена, когда автовладельцы сами мыли своих «железных коней» или пользовались услугами школьников с ведрами и грязными тряпками, остались далеко в прошлом. Сегодня автомобилисты готовы платить за качественную и профессиональную помывку своего авто. Неслучайно эксперты считают открытие автомойки высокодоходным бизнесом.
2010-12-24 07:50:14

Нижегородский маршрут

Роман Семенов владелец ИП Семенов Р.Д.
Роман Семенов
владелец ИП Семенов Р.Д.

Каждой семье по автомобилю — обещали американские промышленники в середине 1920-х. Пока для большинства нижегородцев личный автомобиль остается роскошью. А потому горожане продолжают стоять на остановках и трястись в автобусах, подпираемые дружественными спинами и локтями соседей по салону. Между тем, старый добрый «ПАЗик», похоже, доживает последние дни на улицах Нижнего.
2010-12-16 12:05:50